Что такое Soft Skills?

Экспертиза

При выборе кандидата все чаще можно встретить оценку не профессиональных умений, а навыков работы с бумагами и людьми. Конечно, отзывы прежних руководителей, дипломы, сертификаты значимы при выборе кандидата, но не меньшее внимание уделяется социальным навыкам, ведь сотрудник, который не умеет оценивать мотивацию, понимать намерения и желания других людей, управлять эмоциями, оказывается малоэффективным. Поэтому уровень развития soft skills преобладает над узконаправленными навыками работы. Это связано с тем, что развить личностные качества более затратно, чем обучить работника профессиональным обязанностям.

Что такое гибкие навыки

Soft skills – это навыки, которые зависят от характера человека и личного опыта. Такие качества сложно наглядно продемонстрировать, проверить, отследить. К ним относят:

  • коммуникацию;
  • умение работать в команде;
  • саморазвитие;
  • мотивацию;
  • креативность;
  • уравновешенность и т.д.

Гибкие (личностные) качества – это будущее, ведь развитие робототехники позволит автоматизировать узконаправленные работы.

Наиболее распространенные профессии, где превалируют soft skills, – менеджеры (и другие должности в сфере продаж), творческие. Также они понадобятся в политике, бизнесе.

Для чего нужны личностные качества 

Soft skills (навыки) помогают:

  • Повысить производительность. Работа выполняется эффективнее, если спросить решение сложной задачи у коллеги, чем весь день искать ответ самостоятельно.
  • Планировать. Чтобы успевать много, надо грамотно ставить задачи и распределять рабочее время. Работник, который берет работу на дом или остается после окончания рабочего дня, снижает свой авторитет.
  • Оптимизировать рабочий процесс. Можно попросить помощи или уточнить информацию, если профессиональные навыки не идеальны.
  • Продвигаться по карьерной лестнице. Руководящая должность предполагает распределение обязанностей между сотрудниками, наличие лидерских качеств, изучение конфликт-менеджмента, аргументированное отстаивание своей точки зрения.

В зависимости от статуса сотрудника необходимо:

  • Новичкам – перенимать опыт, задавать вопросы, спрашивать советы, не бояться показаться глупым.
  • Профессионалам – делиться опытом, принимать критику, предлагать новые и нестандартные решения.
  • Команде – уметь слышать мнение всех членов и сопоставлять их с поставленной задачей, озвучивать проблемы и решать их сообща, планировать сроки выполнения, учитывая возможности всех членов команды.

Только общение позволяет рассмотреть проблему с разных сторон и найти правильное решение.

Основные навыки

Чтобы повысить свою востребованность на рынке труда, необходимы ключевые soft skills:

  • Коммуникативные навыки. Необходимо не просто уметь разговаривать, но четко излагать мысли, строить речевые конструкции, уметь вести деловую переписку, просто и легко объяснять технические характеристики. Такие навыки выявляются с помощью собеседования, деловых игр, тест-опросников.
  • Компьютерная грамотность. Практически все профессии требуют элементарных компьютерных знаний. Для проверки их уровня проводят компьютерные тесты с заданиями различной сложности.
  • Социальные навыки. Чтобы работать в команде, необходимо уметь общаться с людьми, гасить конфликты, управлять сотрудниками. Только в коллективе, где грамотно построены взаимосвязи между всеми сотрудниками, поставленные задачи выполняются быстро и в срок.
  • Адаптивность. Умение управлять несколькими задачами, подстраиваться под изменяющиеся условия, подбирать новые технологии – важные навыки в бизнесе.
  • Исследование. Найти необходимую информацию можно с помощью поисковых систем в интернете, но выявить уникальный контент, проанализировать полученную информацию и сделать необходимые выводы могут не все.
  • Управление проектами. Для создания проектов нужно уметь планировать, организовывать и предлагать креативные решения. По мнению работодателей, каждый сотрудник должен обладать данными навыками. Оценка производится на основе моделирования проблемной ситуации.
  • Умение решать проблемы. Прошлый опыт, построение перспектив на будущее, креативность, анализ ситуации, поиск необходимых ресурсов для решения поставленных задач позволяют экономить ресурсы организации и повышают рейтинг сотрудника в глазах руководства.
  • Деловая этика. Для работодателя важно, чтобы сотрудник мог выполнить работу быстро и профессионально, не затрагивая других сотрудников.
  • Эмоциональный интеллект. Возможность управления эмоциями, построение социального поведения, тактичное отношение к коллегам и руководству, своевременная реакция.

Чтобы оценить уровень soft skills, проводятся опросы и собеседования с построением проблемных ситуаций. Наблюдение за реакцией соискателя позволяет оценить возможность работы в коллективе, стрессоустойчивость, неординарность.

Что нужно для развития личностных качеств

Получить хард скилл навыки можно, обучаясь в техникуме, вузе, посещая курсы переподготовки, при повышении квалификации. Пошаговых программ для развития soft skills не существует. Одни получают базовые знания в детстве, а другие – с опытом через ошибки. При этом профессиональное развитие происходит быстрее личностного.

Для развития личностных навыков необходимо менять свой характер. Существуют несколько базовых принципа развития skills:

  • Книги. Наиболее сложный путь, так как предполагает саморазвитие. Необходимо постоянно совершенствовать навыки в соответствии с описанной методикой.
  • Тренинги. Помогают развивать один или несколько навыков. Совершенствование происходит только во время обучения. Для дальнейшего развития необходимо саморазвитие. При его отсутствии происходит забывание навыка.
  • Работа. Формат работы в передовых компаниях требует наличия гибких навыков. При их отсутствии придется либо совершенствоваться, либо искать новую работу. При этом корректировка характера должна производиться постоянно.

Развитие личностных качеств – это систематическая работа, которую необходимо проводить постоянно, что достаточно трудно, особенно при существующих соблазнах. 

Виды гибких навыков

Софт skills – это неспециализированные навыки, которые не зависят от специальности сотрудника, его возраста и пола. Основные виды:

  • Базовая коммуникация. Умение слушать собеседника, вести переговоры, задавать аргументированные вопросы, отстаивать свою точку зрения, вести себя в критических ситуациях.
  • Self management. Возможность контролировать свое поведение, состояние и эмоции. Умение ставить цели и изменяться в зависимости от ситуации, планов и реакции окружающих.
  • Эффективное мышление. Рассмотрение ситуации в длительной и краткосрочной перспективе. Какие шаги нужно предпринять, как решить возникшие проблемы (посмотреть с другой стороны), что происходит вокруг.
  • Управленческие компетенции. Умение ставить задачи, контролировать их реализацию, мотивировать других на работу. При этом данные качества необходимы не только руководителям, но и обычным сотрудникам для эффективного построения рабочего процесса.

Как подчеркнуть софт скилс

Чтобы повысить свой рейтинг в глазах работодателя, необходимо уметь правильно продемонстрировать свои личностные качества в резюме, на собеседовании, в повседневной работе, например:

  • При написании резюме необходимо перечислить hard и soft skills, учитывая направление деятельности. Анализ деятельности и требуемых навыков поможет выделить именно то, что нужно. Можно указать: стрессоустойчивость, высокий уровень эмпатии, мотивированность, желание узнавать новое, быстрое обучение.
  • Сопроводительное письмо должно содержать информацию хотя бы об одном навыке с подробным описанием и объяснением соответствия ценностям компании. Например: «на предыдущем месте работы была собрана креативная команда для привлечения молодой аудитории для реализации нашего продукта, при этом удалось создать позитивную атмосферу внутри коллектива».

Информация должна быть достоверной и преподнесена просто, четко. Сильные софт скиллс помогут заинтересовать работодателя и сделать тем сотрудником, которого хотят нанять на работу, обеспечив помощь в профессиональном развитии.

Оцените статью