Собеседование по методике STAR

РЕКРУТИНГ

Чтобы нанять бухгалтера, достаточно убедиться, что он владеет 1C. А чтобы нанять руководителя или менеджера, нужно убедиться в его компетенциях, опыте, знаниях. Недостаточно обычного резюме и вопроса «расскажите о своих сильных и слабых сторонах». Поэтому был придуман метод собеседования STAR. Что это такое, и как эта методика поможет выбрать наиболее компетентного специалиста, читайте в статье. 

Что такое собеседование STAR

Метод СТАР используется в рекрутинге, когда нужно оценить кандидатов по компетенциям. Обычно эта модель подходит для найма менеджеров, руководителей, генеральных директоров – специалистов, от которых зависит судьба отдела или всей компании. 

Компетенция – это черты характера, которые помогают (или наоборот) в работе специалиста. Например, лидерские качества, коммуникабельность, нестандартность мышления, умение планировать и прочие.

Прежде чем проводить собеседование по методу СТАР, необходимо составить список компетенций на должность. Четкие критерии помогут рекрутеру написать сценарий беседы и отобрать подходящего кандидата. 

STAR – это аббревиатура. Она расшифровывается так: 

  • S (Situation) – ситуация, с которой сталкивался интервьюируемый;
  • T (Task) – задача, которая стояла перед ним;
  • A (Action) – действия, которые он предпринял;
  • R (Result) – результат, который он получил.

Задача интервьюера – направлять кандидата, чтобы он рассказывал о своем опыте в рамках этой методики.

Для чего рекрутеру STAR

Традиционное собеседование не всегда отражает реальные компетенции и навыки соискателя. Например, семилетний стаж и два высших образования менеджера конкретно ни о чем не говорят. Возможно, эти 7 лет он просто отсидел на месте, а за диплом – заплатил.

Благодаря STAR рекрутер видит, какой реальный опыт прошел кандидат, как он справляется с ситуациями, и какие полезные качества у него есть. Например, можно выяснить, как руководитель ведет себя в конфликтных и стрессовых ситуациях. 

Еще техника СТАР покажет не просто знания специалиста, но и то, как он их применяет. Менеджеру по продажам недостаточно знать поведенческие факторы потребителей, ему важно уметь их применять и продавать продукт.

Обратите внимание! Если у кандидата нет 1–2 компетенций для должности, их можно развить. Главное – чтобы соискатель показал себя как инициативного специалиста.

Чтобы рекрутеру сделать вывод об опыте кандидата, нужно разобрать 2–3 примера по каждой компетенции.

Управляющий директор компании и эксперт по британскому рынку труда Елизавета Проселкова считает, что СТАР-интервью помогает выявить практические навыки и модели поведения в конкретных ситуациях. Она утверждает, что каждый вопрос должен быть предназначен для проверки 1–2 компетенций и обязательно на примерах.

Этапы проведения собеседования СТАР

Всего четыре этапа:

  1. Подготовка. Нужно подготовить список ключевых компетенций для должности, которые будут оцениваться. Например, аналитическое мышление, лидерство, навык работы в команде, умение брать ответственность за свои решения и т.д. Для каждой компетенции потребуется придумать 2–3 кейса, которые должен раскрыть кандидат.
  2. Установка контакта с соискателем. Рекрутер изначально знакомится с интервьюируемым и объясняет цели и регламент предстоящей беседы.
  3. Проведение интервью. Основная часть, где кандидат отвечает по схеме СТАР.
  4. Анализ. В ходе диалога рекрутер должен записывать ответы респондента, чтобы потом проанализировать их и сделать выводы.

При найме руководителя в отдел рекламы и связи с общественностью рекрутер попросил соискателя рассказать о конфликтной ситуации с его подчиненными.

Оцениваемый начинает рассказ с описания конфликта: из-за чего он возник, сколько людей было втянуто и т.д.

Далее руководителя просят рассказать о том, какая цель стояла перед ним. Интервьюируемый отвечает – устранить конфликт. Но это не совсем конкретная цель. Устранить конфликт можно, уволив часть сотрудников или выполнив их требования – цели тут разные: сохранить свое лицо или пойти на поводу у подчиненных и снять с себя ответственность.

Наш оцениваемый дает другой ответ – он хотел сохранить дружеские отношения с коллективом.

Далее у руководителя спрашивают, какие действия он предпринял. Он отвечает: мы собрались, поговорили, все решили. Тут нужно поправить: респонденты должны рассказать все подробности ситуации и говорить только за себя, нельзя употреблять «мы собрались», «они уступили» и т.д. 

Подойдет такой ответ: я пригласил подчиненных в кабинет, выслушал каждого сотрудника, рассказал о том, как я смотрю на ситуацию и т.д. Также можно уточнить, какими именно словами руководитель выражал свое мнение, что он чувствовал в этот момент. 

Обратите внимание! Чем подробнее рассказывает интервьюируемый, тем больше вы о нем узнаете. Просите упоминать все детали, даже которые ему кажутся незначительными.

И завершающая часть – результат. Тут руководитель подробно рассказывает, как разрешился конфликт, достиг ли он своей цели (сохранить дружеские отношения) и т.д. 

Если на собеседовании речь шла о конкретно измеримых целях, – например, повысить продажи, – то оцениваемый в конце должен сказать, на сколько процентов удалось увеличить продажи.

Что спрашивать

Некоторые компании обращаются к сторонним рекрутерам, чтобы те провели собеседование СТАР, другие держат в штате обученного специалиста. Однако можно обойтись собственными силами, если знать, что спрашивать. Чтобы облегчить вам задачу, мы собрали несколько вопросов, чтобы оценить кандидатов.

Первая категория – S-вопросы о ситуации:

  1. Самое трудное решение, которое вы приняли на работе за последний год.
  2. Вспомните ситуацию, когда свалилось несколько проблем, а вы не знали, за что хвататься.
  3. Расскажите о трудностях во взаимоотношениях с подчиненными.
  4. Было ли вам когда-либо сложно работать в команде, с чем это было связано.
  5. Расскажите о ситуации, когда вы общались с недовольным клиентом.

Второе – Т-вопросы о задаче:

  1. Какую цель вы ставили перед собой.
  2. Что было ключевым в этой задаче.

Третье – А-вопросы о действиях:

  1. Что конкретно вы сделали.
  2. Какие аргументы вы приводили.
  3. Как вы собирали данные.
  4. Были у вас еще варианты.

Четвертое – R-вопросы о результате:

  1. Чем все завершилось.
  2. Что было потом.
  3. На сколько процентов в итоге увеличились продажи.

Это примерные вопросы. Вы можете заменить их на свои, которые соответствуют требованиям вакантной должности.

Оцените статью