Геймификация в бизнесе: как повысить эффективность сотрудников

Персонал

Игры — это почти всегда позитивные эмоции и веселье. Но и не только: JCat.Работа расскажет, как игровые элементы помогут мотивировать сотрудников на плодотворную работу.

Сам термин «геймификация» произошел от английского «game», то есть «игра». После перевода смысл понятия становится очевидным: речь идет о применении игровых технологий и элементов в других сферах деятельности. По сути, составляющие игр становятся инструментами, которые помогают улучшить выполнение поставленных задач. 

О причинах любви к играм можно рассуждать очень долго. Но, если не углубляться в психофизиологические подробности, это можно объяснить желанием уйти от реальности в выдуманный интересный мир, реализовать свой творческий потенциал и сделать обыденность ярче. 

Вторая причина любви к играм — это желание получить новые эмоции. Адреналин, азарт, желание заполучить победу — все это руководит людьми в момент игры. Так почему бы не использовать это для развития организации?

Для чего применяется геймификация в бизнесе?

В бизнес-сфере игрофикация позволяет приблизиться к достижению двух глобальных целей. Это:

  1. Повышение лояльности персонала к компании. Чтобы сотрудники были максимально привержены целям компании, они должны стать частью коллектива, с удовольствием приходить на работу, развиваться, достигать новых вершин. Это, в свою очередь, предупреждает «текучку» кадров, что положительно отражается на репутации компании.
  2. Увеличение эффективности и продуктивности. Работая с удовольствием, сотрудники создают больше, справляются с задачами быстрее и плодотворнее. 

Таким образом, решаются одновременно два важных задания: на уровне коллектива поддерживается интерес к работе, а на уровне всей организации — ускоряется темп достижения целей. 

Почему появилась геймификация в менеджменте?

Идея о геймификации в рабочих процессах пришла к нам с Запада, а необходимость в такой методике возникла в связи со сменой поколений сотрудников. Молодые люди из «поколения Y» мыслят по-другому: для них уже не актуальны старые методы поощрений и наказаний, принцип коллективной ответственности и работы «за идею». 

Именно для них оказались более интересны новые способы вовлечения в рабочий процесс: необычные задания, прохождение нескольких этапов, достижение новых уровней. 

Этот тренд быстро распространился практически на все сферы жизни, в том числе, появилась геймификация в управлении персоналом. Хотя игровые элементы в организации работы существовали и раньше, это понятие «узаконило» введение игр в серьезные рабочие вопросы. 

Способы внедрения геймификации

Геймификация базируется на четырех основных принципах:

  1. Мотивация. Для побуждения сотрудников к активности используются такие методики, как система поощрений за достижения, возможность получить новый статус и удовлетворение от выполненных задач. Все это делает коллектив «живым», уникальным организмом, где каждый из сотрудников выполняет свою роль для достижения общих целей компании. 
  2. Взаимодействие. Игры объединяют людей, позволяют быстро найти общий язык и стать сплоченной командой. Поэтому геймификация персонала — незаменимый инструмент в тимбилдинге.
  3. Статус. Признание собственной значимости и развитие — это базовые потребности любого работника. Иногда даже денежные поощрения работают хуже, чем высокая оценка и доверие со стороны руководства и других членов коллектива.
  4. Награда. В любой игре есть вознаграждения — «монетки», новые возможности, переход на новый уровень. В компании можно использовать такие же способы поощрения, причем выбор «пряника» зависит от особенностей работы. Если сотрудник получает достаточно высокую зарплату, очередная премия будет ценится не так высоко, как внимание руководства и признание его значимости как члена команды. Если же фирма небольшая, а доходы у сотрудников оставляют желать лучшего, то премия — идеальный способ выделить активных работников. 

На основе этих принципов можно описать общий алгоритм введения игровых элементов. Сначала необходимо «включить» момент мотивации, которая активирует взаимодействие сотрудников между собой. Стремление получить новый статус и усердная работа подчиненных в итоге должны быть награждены по заслугам. 

Влияние геймификации на мотивацию

Часто в компаниях годами и десятилетиями не меняются принципы работы. Это может быть вариантом нормы, если при этом подходы не теряют своей эффективности. Но если возникают проблемы с мотивацией и продуктивностью, важно вовремя это заметить и правильно отреагировать.

Представители руководящего звена должны как можно раньше обратить внимание на первые признаки того, что в организации необходимо внедрить эффективные методики из игровой сферы. В качестве индикатора можно выбрать уровень мотивации сотрудников. Если обстановка в компании не способствует активной деятельности, появлению новых предложений и раскрытию потенциала сотрудников — это повод задуматься и начать изменения. Иначе есть большой риск, что компания настолько погрузится в рутинные процессы, что это станет препятствием для ее дальнейшего развития.

Как оценить эффективность геймификации

Определить, насколько успешно получилось ввести игровые элементы в работу организации, достаточно легко. Сделать это можно на нескольких уровнях: оценить реакцию сотрудников и общие показатели деятельности компании.

Разберем на примере. Допустим, для повышения продуктивности работы в отделе продаж ввели награды за максимальное количество звонков или оформленных заказов в течение дня. Ежедневное определение «победителей» обеспечит равномерность активности сотрудников в течение месяца. К тому же, соревновательный момент включает интерес и азарт. Это хорошие мотиваторы для эффективной работы. 

Субъективное отношение сотрудников к нововведениям можно узнать благодаря обратной связи и наблюдению за их работой. А вот оценить результаты внедрения геймификации на уровне организации можно с помощью сравнения объективных показателей суммарной работы персонала — количества привлеченных клиентов, заключенных сделок или проданных товаров. Также хороший показатель эффективности игровых элементов в работе организации — это увеличение общей прибыли компании. 

Как избежать ошибок в процессе внедрения элементов игры

Долгое время не было системного подхода к геймификации: единичные примеры внедрения интересных технологий были направлены в основном на улучшение результатов бизнеса в кратковременной перспективе. Но эта проблема уже решена: сегодня есть подробные инструкции, как «обыграть» рабочие процессы, а также специалисты, которые помогают грамотно внедрить эти методики с учетом всех особенностей конкретной организации.

Для руководителей есть несколько советов, как избежать наиболее распространенных ошибок в геймификации рабочих процессов:

  • ставить достижимые цели;
  • вводить четкие системы измерения результатов;
  • не терять «связь с реальностью» — условия «игры» должны быть понятными и реальными; 
  • следить за атмосферой в коллективе, чтобы конкуренция не стала «нездоровой»;
  • постоянно анализировать показатели работы.

В идеале можно привлечь к «игре» и третью сторону — клиентов. К примеру, те же сотрудники отдела продаж могут получать баллы в зависимости от отзывов покупателей. При этом довольны будут все: клиенты получат хороший сервис, сотрудники — поощрение покупателей и работодателей, а руководители — приверженность потребителей и мотивированный коллектив. 

Бесконечная игра

Таким образом, применять геймификацию можно практически в любых сферах занятости, но особое внимание стоит уделить этому вопросу руководителям компаний, которые связаны с продажами. Именно игровые элементы помогут «раскачать» работу персонала, у которого нет четких объективных оценок выполненной работы и индексов эффективности (KPI). К таким специалистам относятся юристы, экономисты, административно-хозяйственные работники. С помощью искусственно созданных уровней работы и показателей продуктивности они получат возможность оценить свои результаты и сравнить их с коллегами. 

Важно не забывать, что игровой элемент должен «мягко» мотивировать и вовлекать работников, но никак не превращать работу в бесконечный марафон или жестокие бои за призы. Внимательное наблюдение за атмосферой в коллективе поможет избежать этих ошибок.

И еще: «игра» на работе никогда не заканчивается надписью «Game over». После завершения очередного уровня или потери интереса к этим правилам обязательно должен начаться новый этап, новые квесты, а у руководителей организации должны появиться новые, еще более амбициозные цели.

Оцените статью